Методическое
сопровождение процесса разработки рабочих основных образовательных программ
общеобразовательных организаций на муниципальном уровне рекомендовано
осуществлять по следующим параметрам:
1. Нормативные условия разработки
рабочих основных образовательных программ общеобразовательных организаций.
Создание в ОО рабочих
групп по разработке рабочих основных образовательных программ
общеобразовательных организаций и их организационно-методическое и
информационно-методическое сопровождение.
В устав образовательной
организации внесены изменения и дополнения в части организации образовательного
процесса в связи с разработкой рабочих основных образовательных программ.
В устав образовательной
организации внесены изменения (дополнения), регламентирующие деятельность
органа государственно-общественного управления в части формирования заказа на
дополнительные образовательные услуги.
В образовательной
организации разработаны рабочие основные образовательные программы в
соответствии с требованиями ГОС на основе примерных основных образовательных
программ.
Рабочие основные
образовательные программы являются нормативными документами образовательной
организации, разработанными на основе
примерных основных образовательных программ, которые регламентируют особенности
организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по
реализации государственных образовательных стандартов общего образования.
Утверждение рабочих основных образовательных программ образовательной
организации осуществляется в соответствии с уставом
образовательной организации. То
есть примерная основная образовательная программа задает общую рамку, исходя из
которой образовательная организация формирует собственную, «авторскую»
образовательную программу.
В процессе
методического сопровождения создания рабочих основных образовательных программ
общего образования должное внимание муниципальных методических служб следует
уделить следующим позициям:
Преемственность:
– наличие «переходных»
этапов с одной ступени на другую;
– соответствие
государственным требованиям к содержанию образования, уровню и направленности РООП;
- учёт
предшествующего позитивного опыта реализации образовательных программ.
Результативность
- совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения в
ходе реализации образовательной программы:
– наличие всех
трёх групп образовательных результатов (предметных, метапредметных и
личностных);
– процедура
системы оценивания результатов;
– ориентация
работы учителя и учащихся на фиксацию индивидуального прогресса учащихся;
– направленность
контрольно-измерительных материалов, соотношение урочных и внеурочных занятий,
направленность вариативной части учебного плана;
– содержание учебного
плана;
– содержание рабочих
учебных программ;
– структура расписания
учебных занятий;
– акцент в
проектировании образовательного процесса на современные образовательные
технологии;
– использование информационно-образовательной
среды образовательной организации;
– наличие
мониторинга реализации рабочих основных образовательных программ, его описание.
Эффективность
– комплекс мер, направленных на минимизацию (оптимизацию) временных затрат для
достижения конечных результатов реализации образовательной программы:
– соотношение в
учебном плане часов на коллективную и самостоятельную работу учащихся;
– соотношение урочных
и внеурочных занятий;
– увеличение
доли внеучебной деятельности в учебном плане;
– наличие индивидуальных
маршрутов (траекторий) и индивидуальных образовательных программ учащихся;
– место информационно-коммуникационных
технологий в рабочих учебных программах;
– место домашних
заданий в календарно-тематических планах рабочих учебных программ;
– наличие в рабочих
основных образовательных программах разных образовательных мест для детских
проб и действий;
– наличие мониторинговых
исследований на предмет повышения эффективности реализации рабочих основных
образовательных программ.
Доступность
– качественный показатель, устанавливающий соответствие уровня образовательных
программ и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей
обучающихся, а также возможностей освоения образовательной программы в разных
формах:
– наличие в рабочих
основных образовательных программах возможности использования разных форм,
средств и методов обучения при изучении того или иного учебного предмета;
– наличие в
системе оценивания выполнения учащимися рабочих основных образовательных
программ учёта (взаимозачета) учебных и внеучебных достижений учащихся за
пределами образовательной организации;
– наличие интеграционных
процессов в РООП между основным и дополнительным образованием.
Адаптированность
– сформированный комплекс рабочих учебных и внеучебных программ, разработанных
и используемых школой с учетом возрастных и личностных особенностей,
потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся:
– учёт
возрастных возможностей учащихся через набор определенных видов деятельности;
– набор задач
для учащихся и педагогов;
– учёт соотношения
затрат на разные формы занятий с учетом возраста и их приоритетов.
Инновационность
– качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач,
содержания рабочих основных образовательных программ прогнозируемым результатам
инновационных направлений и программ развития школы:
– подробная и
детальная проработка планируемых нововведений;
– опора на
стратегию системных нововведений, системный характер планируемых изменений;
– учёт возможных
рисков и путей их минимизации;
– мониторинг инновационного
шага.
Уникальность
(индивидуальность) – нацеленность на решение специфических проблем школы при
максимальном учёте и отражении её особенностей:
– учёт социума
(региональных особенностей);
– наличие авторских
«ходов»;
– соответствие
целей и задач рабочих основных образовательных программ реальной образовательной
ситуации;
– возможность
включения ОО в сетевое взаимодействие;
– наличие
образовательных модулей, курсов и т.п. других образовательных организаций;
– продуманность
способов представления рабочих основных образовательных программ и их
результатов;
– открытость рабочих
основных образовательных программ для критики, доработки и коррекции в ходе реализации.
Ресурсность
– оптимальный комплекс условий (кадровых, материальных, учебно-методических и
других ресурсов), необходимых для достижения заявленных образовательных
результатов; планомерные действия по их получению и использованию.
Инструментальность
(управляемость):
– наличие
научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации
программы;
–
контролируемость рабочих основных образовательных программ;
– постоянное
управленческое сопровождение реализации программы. Полнота реализации:
– охват всех
сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ГОС;
– соответствие
структуры рабочих основных образовательных программ установленным требованиям.
Разработан план (раздел
плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение разработки рабочих
основных образовательных программ общеобразовательной организации.
Составлен
план-график поэтапного повышения квалификации учителей школы.
Наличие
утвержденного и обоснованного списка
учебников для реализации рабочих основных образовательных программ.
Разработана инструкция
по ведению педагогами рабочей документации в условиях разработки рабочих
основных образовательных программ общеобразовательных организаций.
Внесены
изменения (дополнения) в другие локальные акты ОО.
Методическое
обеспечение введения ГОС ООО.
В общем
количестве часов в расписании в неделю должны быть выделены часы внеурочных
занятий (проекты, экскурсии, лаборатории, мастерские и пр.) по учебным предметам и часы на
внеучебную деятельность (духовно-нравственное воспитание и пр.).
В ходе разработки
рабочих основных образовательных программ общеобразовательных организаций возможно
использование нелинейного расписания. Нелинейное (динамическое) расписание занятий:
- является
подвижным;
- предполагает
возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать
свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы;
- для
учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия, как по интересам, так и
возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и
качества освоения основных предметов.
Деятельность
учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов должна быть включена
в расписание всех ступеней общего образования.
Возможна
реализация современной модели взаимодействия учреждений общего и
дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих организацию
внеурочной деятельности.
Внеурочная
деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:
-
часть учебного плана, формируемую
участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули,
спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы
и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности);
-
дополнительные образовательные программы
самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного
образования);
-
образовательные программы учреждений
дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
-
организацию деятельности групп
продленного дня;
-
классное руководство (экскурсии,
диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
-
деятельность иных педагогических
работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога,
старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных
характеристик должностей работников образования.
Время, отводимое
на внеурочную деятельность, чередование урочной и внеурочной деятельности в
рамках реализации основной образовательной программы, формы и способы
организации внеурочной деятельности образовательное учреждение определяет
самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых
результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов
обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых,
материально-технических и других условий.
Информационные
и материально-технические условия разработки рабочих
основных образовательных программ общеобразовательных организаций.
В РООП должна
быть предусмотрена возможность свободного доступа школьников и педагогов к
информационным сервисам, позволяющим пользоваться ресурсами сети Интернет для
реализации индивидуальных и групповых образовательных проектов.
Какие системные задачи необходимо
решить при разработке
рабочих основных образовательных программ общеобразовательных организаций, чтобы
избежать рисков имитации деятельности
Прежде всего
необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в
последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный
овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение
планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное
профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
Качественное образование невозможно без создания новой
образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной),
без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего
формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ГОС, без
создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки
индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов
финансирования — эти механизмы еще не запущены в полной мере.
Необходимо
проведение
мониторинга готовности ОО к разработке рабочих основных
образовательных программ общеобразовательных организаций.
Кроме того, необходима разработка республиканской
модели системы оценки качества образования, включающей результаты освоения рабочих
основных образовательных программ.
Коллеги, напоминаем, что важным условием получения сертификата участника клуба является активное участие в обсуждениях представленных материалов.
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезный материал. Все четко и понятно.
ОтветитьУдалить