21 октября 2015 года в рамках постоянно действующего семинара для заведующих (директоров) МК (МЦ) по проблеме «Тьюторинг профессионального развития педагогов в условиях реформирования образования» встреча участников по теме «Основные тенденции развития современной методической службы в контексте решения проблемы модернизации образования» состоялась в формате фокус-группы.
Целью участников заседания было проанализировать особенности организационно-педагогических условий обновления деятельности методической службы в условиях модернизации системы образования в рамках Государственных образовательных стандартов и выстроить методическую стратегию совершенствования и обновления деятельности методических служб разных уровней, их эволюцию в полифункциональные, инфраструктурные службы.
Перед фокус-группой стояли следующие задачи: изучить весь спектр мнений участников мероприятия относительно качества функционирования системы методических служб в настоящее время и на основе этого выстроить перспективные стратегии дальнейшего развития МС в условиях модернизации образования; оценить организационно-педагогические условия процесса внедрения Государственных образовательных стандартов, обозначить проблемы оценки качества инновационной деятельности методических служб и подходы к их решению.
В состав фокус-группы вошли заведующие (директора) методических кабинетов (центров) всех городов и районов Донецкой Народной Республики, представители Министерства образования и науки ДНР, сотрудники Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования и кураторы городов и районов от Донецкого РИДПО.
Открыли заседание Чернышев А.И., ректор Донецкого РИДПО, и Михайлова И.А., начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. В своих выступлениях они поприветствовали присутствующих и выразили уверенность в высокой результативности дальнейшей работы.
Волобуева Т.Б., проректор по научно-педагогической работе Донецкого РИДПО, ознакомила участников фокус-группы с мотивационно-содержательным аспектом работы и охарактеризовала преимущества выбранного формата встречи, такие как большая вовлеченность в дискуссию и более глубокое погружение в проблему. Также были заявлены предполагаемые формы коммуникации и обозначены планируемые результаты. Для создания атмосферы тесного и активного сотрудничества Волобуева Т.Б. провела инициализацию, в ходе которой каждому предложила представиться, дав себе короткую и творческую характеристику, после чего назвать одну ключевую, по мнению говорящего, тенденцию развития методических служб.
В процессе выступления спикеров было организовано анонимное общение участников фокус-группы в формате чата, что дало возможность оперативно отслеживать мнения и вовлеченность аудитории в процесс работы.
Информационный блок заседания открыла Михайлова И.А., начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Она детально охарактеризовала концептуальные основы развития образования в Донецкой Народной Республике и выделила приоритетные направления дальнейшей деятельности по внедрению Государственных образовательных стандартов. Данная информация вызвала активный отклик участников, была оценена положительно как актуальная, четко структурированная и конкретная. Основное внимание в своих комментариях присутствующие уделили вопросу корректировки учебных планов, предлагая провести ее по окончании учебного года, а результаты апробировать на базовых общеобразовательных организациях. Позитивно принят отказ от дополнительных занятий в 1 классе, но негативно – отказ от курса «Правоведение» в 10 классе. Кроме того, участников заседания интересовал вопрос создания единых республиканских рекомендаций по тематическому оцениванию в 10-11 классах и указания к ведению классного журнала. Также, по мнению присутствовавших на заседании заведующих и директоров, необходимо четко определить статус методических служб в системе образования и государственного управления. В целом же высказана благодарность сотрудникам Министерства образования и науки ДНР за проделанную работу и своевременные и результативные отклики на все обращения.
Далее выступила Некрасова И.Н., заведующая кафедрой менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО, кандидат психологических наук, доцент. Она ознакомила участников фокус-группы с компонентами психологического сопровождения инновационных процессов в системе образования Донетчины: психологическими амортизаторами качественного перехода на новые образовательные стандарты. В выступлении Некрасовой И.Н. были раскрыты основные, концептуальные моменты, виды и формы работы психологической службы в образовательных организациях ДНР, даны разъяснения по вопросам нормативно-правовой базы, на основе которой и работает психологическая служба, а также обозначены аспекты ее взаимодействия с другими структурами системы образования и приоритетные направления методической деятельности. Кроме того, была предложена на рассмотрение идея создания психологических консультационных пунктов для всех участников образовательного процесса. Данную информацию присутствующие оценили как крайне важную и содержательную. Активный отклик участников получила перспектива создания психологического консультационного пункта. Было высказано желание способствовать и в дальнейшем активно участвовать в его работе, по возможности расширить его действие и на сетевые ресурсы. Также прозвучала благодарность за предоставленные ранее методическим службам Дорожные карты перехода на Республиканские Государственные образовательные стандарты для психологов и готовность принимать участие в дальнейших обучающих мероприятиях для сотрудников психологических служб. Дополнительно поднимались вопросы организации инклюзивного обучения, применения образовательных программ для обучающихся с особыми потребностями, психолого-педагогического сопровождения патриотического воспитания согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, на которые Некрасова И.Н. дала ответы во время круглого стола.
Информацию о функционировании системы методической работы и ее технологичности в процессе внедрения Государственных образовательных стандартов участникам заседания фокус-группы представила Домашенко И.В., заведующая центром научно-методического тьюторинга Донецкого РИДПО. Она подробно осветила преимущества модели сетевой организации методической работы, цели, задачи, принципы и ключевые идеи, лежащие в основе построения такой модели. Выступление вызвало активный отклик аудитории, побудило к проведению конструктивных дискуссий во время последующего практикума. Особо актуальной признано построение новой модели организации методической работы – сетевой, отмечена перспективность привлечения различных ресурсов, что позволяет расширить возможности для творческого профессионального поиска методиста и педагога. Одной из важнейших необходимостей в комментариях к выступлению была названа разработка Типового положения о городском (районном) методическом центре (кабинете) и точного перечня номенклатуры дел методкабинета (центра), а также реализация комплекса мер, направленных на повышение престижности профессии методиста, таких как интегративный характер повышения квалификации работников методических служб и улучшение качества материально-технической базы. В заключение участники фокус-группы выразили благодарность спикеру за продуктивное сотрудничество и квалифицированную помощь в процессе внедрения Государственных образовательных стандартов.
Завершила информационный блок заседания презентация региональных моделей развития современной методической службы в условиях модернизации образования. Васильченко Е.Н., заведующая методическим кабинетом отдела образования администрации Новоазовского района, и Калита В.В., заведующая методическим кабинетом Управления образования администрации города Харцызска, ознакомили коллег с внедряемыми их структурными подразделениями моделями развития. Изучение практического опыта работы методических служб других было чрезвычайно интересно и продуктивно, так как дало возможность конкретизировать теоретические аспекты создания, функционирования и эволюции единого методического пространства и его составляющих. Особенно заинтересовала идея создания координационного совета и использование его полномочий и возможностей для организации наиболее важных направлений методической работы. Участники фокус-группы активно обсуждали представленные модели в ходе круглого стола.
При последующем просмотре видеомаршрута «Новая школа» присутствующие ознакомились с тенденциями модернизации системы образования в Российской Федерации.
Интерактивный блок мероприятия продолжил Косевич М.А., заместитель директора Донецкого городского методического центра военно-патриотического воспитания, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Его мастер-класс, посвященный теме здорового образа жизни, презентовал Информационный образовательный
и обучающий курс основ здорового образа жизни «Создай себя и будь здоров!» для обучающихся 10-11 классов. Целью данного курса является построение коллектива единомышленников, объединённых идеей активного долголетия, ведущих здоровый образ жизни, основанный на ежедневной физической активности и сбалансированном питании, а в перспективе – формирование здорового и гармонично развитого поколения.
Детальной проработке заявленных ранее рекомендаций по совершенствованию и обновлению деятельности методических служб разных уровней был посвящен практикум, целью которого было формулирование стратегий дальнейшей эволюции системы МС. Присутствующие по результатам жеребьевки объединились в три группы, четвертую составили сотрудники Донецкого РИДПО. Посредством применения метода «мозгового штурма» каждая группа разработала и презентовала собственное видение решения этой задачи, опираясь как на собственный практический опыт, так и на озвученные в начале заседания фокус-группы ключевые тенденции, сформировав таким образом четыре взаимодополняющих друг друга варианта стратегии развития методических служб Республики.
В ходе проведения круглого стола спикеры давали ответы на вопросы, заданные в чате, и обсуждали спорные моменты, выявленные в процессе проведения информационного и интерактивного блоков. Также при участии Галкина С.Г., заведующего центром менеджмента и аттестации Донецкого РИДПО, были рассмотрены перспективы аттестации педагогических работников в процессе модернизации системы образования.
Завершила заседание фокус-группы рефлексия, во время которой был подведен итог мероприятия и составлены общие рекомендации по совершенствованию и обновлению деятельности методических служб разных уровней.
В результате плодотворной совместной работы был выявлен спектр мнений участников фокус-группы по обсуждаемым вопросам; определены актуальные тенденции развития современной методической службы; рассмотрены организационно-педагогические условия этого процесса; выстроены четыре стратегии эволюции методических служб, которые станут платформой для формирования траектории дальнейшего индивидуального развития каждой методической службы городов и районов Донецкой Народной Республики.
В конце встречи каждый участник получил пакет материалов о работе заседания, куда вошли видеоматериалы, пакет презентаций, цифровой атлас обновленных Дорожных карт, сборник рекомендаций для руководителей городских / районных и школьных методических объединений, заместителей директора «Организация методической работы с педагогическими кадрами в период внедрения новых образовательных стандартов», 4 варианта стратегии развития методических служб, тексты докладов.
С материалами фокус-группы желающие могут ознакомиться, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0B6pbkvPLmnyKZ0lqdk0wVVd6akU&usp=sharing
Такая форма совместного решения проблем научно-методического сопровождения развития образовательного процесса станет доброй традицией при определении практических путей решения актуальных вопросов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий