Главной целью профессиональных поисков педагога-новатора
является преодоление определенной односторонности учебного процесса. Реалии
образовательной современности свидетельствуют о необходимости освободить
ученика от обязанности учиться и превратить принуждение
в заинтересованность, мотивированное,
эстетически значимое самообучение.
Познать истину в радости – важнейшая из педагогических задач в концепции Виктора Федоровича Шаталова, и именно на ее
реализацию нацелена уникальная, признанная во всем мире система обучения
современного нам педагога-мастера,
лидера, творца.
У Виктора Федоровича к каждому ребенку есть свой подход, творческий
арсенал
методов и приемов, чувство именно той зоны творческого развития ученика, без которой развитие Личности невозможно. Мастер создал именно такую систему
обучения, при которой каждый ученик может «учиться победно» (В. Шаталов).
30 апреля 2017 года Виктору Федоровичу
Шаталову – создателю оригинальной
системы
интенсивного обучения, разработанной для средней и старшей ступеней
общеобразовательной школы, которая включает около 200 педагогических открытий,
автору более 30 книг, переведенных на 17 языков мира, участнику Великой
Отечественной войны, лауреату нескольких международных премий, кавалеру ордена
Дружбы – исполняется 90 лет.
В честь юбилея Виктора Федоровича Шаталова Министерством образования и науки Донецкой
Народной Республики совместно с Донецким
республиканским институтом дополнительного педагогического образования инициированы и
организованы Республиканские
Шаталовские педагогические чтения.
Юбилейные мероприятия
предполагали предназначенные для всех категорий педагогов образовательных
организаций Донецкой Народной Республики разноформатные события, направленные
на всестороннее приобщение к
уникальному опыту учителя-новатора, вознесшего систему образования на совершенно новый
качественный уровень.
Стартом
педагогических чтений стала 03
апреля 2017 года
в стенах Донецкого республиканского института дополнительного педагогического
образования выставка «Виктор
Шаталов – педагог-легенда», материалы которой были представлены в рубриках
«Фотогалерея», «Шаталов онлайн», «Шаталов: видеозал», «Из опыта работы педагогов»,
«Педагогическое наследие». Уже в день открытия выставка вызвала живой интерес у
педагогов образовательных организаций Донецкой Народной Республики: её
посетителями стало свыше 1200
посетителей,
и это далеко не точная цифра, констатирующая количество учителей, которые
хотели освежить свои знания или получить новую профессиональную информацию,
потому что те, кто хотел ближе ознакомиться с подборкой лучших книг В.Ф. Шаталова,
мог в период с 10 апреля по 15
апреля при
помощи материалов раздела
«Web-витрина» юбилейного информационного ресурса http://vshatalov.tilda.ws по-новому взглянуть на талантливого
человека, педагога, организатора, новатора, который опередил своё время.
Педагогика – наука, находящаяся в постоянном поиске
новых форм, методов работы, ведь окружающий нас мир постоянно изменяется. А
задача учителя – научить детей жить в их будущем, а не в нашем прошлом. Учитель
постоянно выстраивает собственную систему работы, подбирает такие формы и виды
деятельности, которые помогут развитию его учеников. В своих поисках учитель
опирается на опыт коллег, перенимая лучшие, зарекомендовавшие себя технологии и
приёмы.
Виктор Фёдорович Шаталов – народный учитель,
признанный авторитет в системе образования государств постсоветского
пространства. Его методика зарекомендовала свою эффективность и нашла множество
последователей. И хотя мэтр создал великое множество книг и руководств, однако
живая встреча, возможность послушать мастера, задать вопросы – это уникальная
возможность для молодых учителей получить рекомендации из первых рук.
Встречи В.Ф. Шаталова с учителями Донетчины стали
традиционными для курсов повышения квалификации при Донецком республиканском
институте дополнительного педагогического образования, и 29 марта в рамках Шаталовских чтений маэстро провёл лекцию
для учителей, преподающих курс «Уроки
гражданственности Донбасса». Педагоги приняли активное участие в мастер-классе Виктора Федоровича, прослушали лекцию об историко-литературных
наработках учителя-новатора. Как известно, Виктор Фёдорович глубоко
интересуется вопросами жизненного пути великого русского писателя А.С.Пушкина,
провёл собственное исследование истории дуэли и роли, которую сыграл друг поэта
– К.К. Данзас.
Мастер-класс учителя-новатора, его лекция помогут
молодым учителям выстраивать собственную
систему работы,
формировать траекторию
профессионального роста.
11 апреля в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического
образования работал круглый стол
«Педагогическая инноватика В.Ф. Шаталова».
Перед участниками выступили: Чернышев А.И., академик Международной академии наук педагогического
образования, ректор Донецкого республиканского института дополнительного
педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент; Волобуева Т.Б., проректор по научно-педагогической работе, кандидат
педагогических наук, доцент; Черникова
Л.Г., учёный
секретарь, доцент; Романенко
Ю.А., заведующая
кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания,
доктор педагогических наук, профессор, – и поделились интересными мыслями,
собственными воспоминаниями о встречах с легендарным учителем.
Также очень ценными, эмоциональными, содержательными
были выступления учителей-практиков, последователей опыта
В.Ф. Шаталова – Сизовой И.П., учителя математики муниципального
образовательного учреждения «Школа № 78 города Донецка», и Долман Л.С., учителя
муниципального образовательного учреждения «Лицей № 5 города Донецка».
Практической составляющей круглого стола стал мастер-класс по обучению иностранному языку на основе опорных конспектов по
методике Шаталова Старшиновой Л.В., заведующей отделом иностранных языков
института. Живой интерес учителей предметников вызвал фильм «Я родом из Донецка».
В чём же заключаются секреты педагогической системы В.Ф. Шаталова? Методика привлекательна для
педагогов и обучающихся тем, что она преобразованиями охватывает практически всю структуру обычного урока,
который из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный.
Разного рода опорные сигналы, графические образы и
схематические рисунки при изложении нового материала широко используются и в начальной школе, обеспечивая младших школьников современными эффективными методами работы с учебным материалом.
12 апреля в малом зале Донецкого республиканского института дополнительного
педагогического образования в педагогической
гостиной педагоги
Республики встретились с Виктором
Фёдоровичем и
его учеником и соратником Меженко
Юрием Степановичем.
Виктор Фёдорович как учёный – динамичен, как
собеседник – притягателен, как учитель – харизматичен. Для последователей,
помимо печатного, очень важно его «живое» слово, поэтому учителя начальных
классов, преподаватели Донецкого республиканского института дополнительного
педагогического образования и Донецкого педагогического института как участники
гостиной имели уникальную
возможность
услышать от учителя-легенды ответы на все актуальные для них вопросы. В
начальной школе и сегодня достаточно широко используются элементы методической
системы Виктора Фёдоровича, что подтверждает её актуальность и новаторский,
инновационный, перспективный характер. Во время диалога учителя получили ценные
советы от автора уникального педагогического опыта по использованию опорных
сигналов (конспектов), формированию коммуникативных универсальных учебных
действий, использованию правильно поставленной игры, разного рода графических
образов и схематических рисунков.
«Дорогу осилит идущий», – говорит Виктор Фёдорович, поэтому творческая мастерская
В.Ф. Шаталова не знает каникул. У него постоянно новые замыслы, планы,
открытия. А мы, его современники, под руководством учителя-мастера можем
совершенствовать своё педагогическое
мастерство.
Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, труды
которого являются бесценным
сокровищем
для современного учителя.
13 апреля открыла свои двери педагогическая
мастерская «Идеи Шаталова на современном уроке» для учителей математики, информатики и ИКТ, истории,
русского языка, трудового обучения и других дисциплин.
Методист отдела информационных технологий Коротких
В.В. рассказала о своём опыте использования главных принципов системы Шаталова,
обратила особое внимание участников семинара на книгу В.Ф. Шаталова «Эксперимент продолжается», в которой основное
внимание уделяется осмыслению новых подходов к обучению.
Сердюк О.В., учитель предмета «Информатика и ИКТ» (г.
Горловка), презентовала свою педагогическую практику по теме «Учиться без троек».
Карфут И.Н., учитель предмета «Информатика и ИКТ» (г.
Донецк), поделилась опытом использования методики опорных конспектов и сигналов Шаталова в своей
практической деятельности.
Бенотман Е.В., учитель истории (г. Шахтёрск),
провела интерактивную экскурсию
по высказываниям Шаталова, которые стали крылатыми выражениями среди учителей.
Екатерина Владимировна провела параллель между идеями Шаталова и требованиями
Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики к
учебному процессу.
Изюминкой педагогической мастерской стал мастер-класс Корнева М.Н., заведующего центром международных интеграций,
по теме «Инфографика», в рамках которого Михаил Николаевич продемонстрировал
связь информационных технологий с идеями В.Ф. Шаталова.
Каждый учитель непрерывно занимается
самообразованием и самосовершенствованием, а идеи Виктора Фёдоровича – это та
движущая сила, которая будет вдохновлять ещё не одно поколение учителей.
В рамках Республиканских Шаталовских педагогических
чтений во исполнение приказа Министерства образования и
науки Донецкой Народной Республики от 07 марта 2017 г. № 192 «Об
организации и проведении Республиканских Шаталовских педагогических чтений» и
приказа Донецкого республиканского института дополнительного педагогического
образования от 09 марта 2017 года № 17 «Об
организации и проведении Республиканских Шаталовских педагогических чтений» с
целью поддержки
и стимулирования инновационной деятельности педагогов, использующих педагогическое
наследие Виктора Федоровича Шаталова при реализации Государственных
образовательных стандартов, среди педагогов образовательных организаций
Республики в течение месяца проводился конкурс творческих работ.
Основными задачами
этого профессионального состязания педагогов, преподающих разные учебные
дисциплины и работающих с разными возрастными категориями детей, было выявление творчески работающих педагогов, использующих
педагогическое наследие Виктора Федоровича Шаталова, и создание условий для их самореализации; активизация деятельности работников образования по использованию педагогического наследия педагога-новатора; стимулирование методического и творческого взаимодействия педагогов в русле системы
интенсивного обучения одного из локомотивов педагогической науки; способствование организации образовательного
процесса в контексте инновационных педагогических идей Мастера.
Педагоги живо откликнулись на призыв в очередной раз
сойтись на профессиональном ринге и помериться мастерством, тем более что
участников конкурса заинтриговала сама идея продемонстрировать всему
республиканскому педагогическому сообществу уровень собственного креатива в умении творчески и органично сочетать
собственные профессиональные находки с признанной во всем мире Системой работы
Мастера.
Компетентному жюри при определении лидеров конкурса
было не легко выбрать лучших, но в результате горячих споров коллегиальным
решением все же были установлены 11 победителей и 16 лауреатов.
Победителями стали:
Иванюк Тамара
Ивановна, учитель химии муниципального образовательного
учреждения «Школа №45 города Донецка»;
Марчук Людмила
Иосифовна, воспитатель Макеевского дошкольного образовательного
учреждения № 7;
Мироненко
Галина Ивановна, воспитатель-методист Макеевского дошкольного
образовательного учреждения № 186 ясли-сад «Калинка» общеразвивающего типа;
Никифоренко Инга Николаевна, учитель математики
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 53;
Осауленко
Татьяна Флоревна, воспитатель Макеевского дошкольного
образовательного учреждения № 186 ясли-сад «Калинка» общеразвивающего типа;
Сидоренко Лариса Валентиновна, учитель биологии
общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №2 отдела образования администрации
города Кировское;
Сытникова Галина
Александровна, учитель математики общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней поселка Садовое управления образования администрации
г.Шахтерска;
Тимощук Нина
Иосифовна, воспитатель Макеевского дошкольного образовательного
учреждения № 7;
Фомина Елена Георгиевна,
воспитатель-методист Макеевского дошкольного образовательного учреждения № 7;
Чичиль Татьяна Алексеевна, учитель музыки
коммунального учреждения «Общеобразовательная школа I-III ступеней № 25 г . Енакиево»;
Юрова
Светлана Викторовна, учитель математики Макеевской общеобразовательной школы I-III
ступеней №1.
Лауреаты конкурса:
Беляева Вера Викторовна, учитель информатики общеобразовательной школы І-ІІІ
ступеней №1отдела образования администрации города
Кировское;
Бобрик Яна Александровна, воспитатель Макеевского
дошкольного образовательного учреждения №127 ясли-сад «Малыш» общеразвивающего
типа;
Бондаренко Виктория Леонидовна, учитель математики
общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №2 отдела образования администрации
города Кировское;
Ефимова Оксана Николаевна, воспитатель
логопедической группы МДОУ №80 ясли-сад «Барвинок»
комбинированного типа;
Жиронкина Елена Геннадиевна, учитель истории
общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №1 отдела образования администрации города
Кировское;
Котляр
Татьяна Михайловна, учитель физики Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ
ступеней № 29;
Кудря Елена Анатольевна, воспитатель
логопедической группы МДОУ №80 ясли-сад «Барвинок»
комбинированного типа;
Марченкова Ирина Викторовна, учитель физики
общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №1 отдела образования администрации города
Кировское;
Минакова
Татьяна Леонидовна, воспитатель
Макеевского дошкольного образовательного учреждения №79 ясли-сад «Северяночка»
общеразвивающего типа;
Попова Екатерина Дмитриевна, учитель математики
Макеевского лицея №2 «Престиж»;
Фоменко Анна Ивановна, учитель математики
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней №4;
Харенко Тамара Васильевна, воспитатель-методист Макеевского дошкольного образовательного
учреждения № 194 ясли-сада «Жемчужина» общеразвивающего типа;
Харченко Инна Геннадиевна, учитель физики МОУ
«Школа № 67 города Донецка»;
Чернуха Ольга Викторовна, методист по общему
среднему образованию методического кабинета Управления образования
администрации города Шахтерска, учитель информатики;
Чудаева Зинаида Борисовна, учитель начальных
классов общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №2 отдела образования
администрации города Кировское;
Яременко Екатерина Сергеевна, воспитатель Макеевского
дошкольного образовательного учреждения №127 ясли-сад «Малыш» общеразвивающего
типа.
Мы искренне поздравляем победителей и лауреатов
конкурса, желаем им не останавливаться в творческом поиске, уверенно покорять новые, более высокие вершины профессионального мастерства и занимать достойные
места на небосводе звезд педагогических
талантов Республики!
Система Шаталова В.Ф даёт ребёнку чувство
уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь,
инициативу.
Ученики Виктора Фёдоровича Шаталова способны за 15
минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому
предмету. Многие воспитанники Виктора Фёдоровича стали мастерами спорта,
защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике,
педагогике, философии.
Система не сводится только к опорным конспектам. В
ней много нюансов, блестящих методических находок в оценке знаний. Систему надо видеть. Такая возможность есть. Предлагаем вашему
вниманию видеоподборку уроков
В.Ф.Шаталова
по алгебре, тригонометрии, физики, астрономии в разделе «Web-витрина».
Республиканские Шаталовские педагогические
чтения в масс-медиа
Официальный сайт Донецкой Народной Республики
«В Донецке
состоялась встреча педагога-легенды Виктора Шаталова с учителями начальных
классов»
http://dnr-online.ru/v-donecke-sostoyalas-vstrecha-pedagoga-legendy-viktora-shatalova-s-uchitelyami-nachalnyx-klassov/
ДАН – Донецкое Агентство Новостей
«Педагогические чтения в честь 90-летия легендарного учителя Виктора
Шаталова начались в Донецке»
https://dan-news.info/obschestvo/pedagogicheskie-chteniya-v-chest-90-letiya-legendarnogo-uchitelya-viktora-shatalova-nachalis-v-donecke.html
«В ДНР пройдут Республиканские Шаталовские педагогические чтения»
http://dnr-online.ru/v-dnr-projdut-respublikanskie-shatalovskie-pedagogicheskie-chteniya/
ДНР.SU – новости в Донецкой Народной Республике, единственный
полуавтоматический проект, который публикует новости ДНР 24 часа в сутки, в
режиме реального времени
«Педагогические чтения в честь 90-летия легендарного учителя Виктора
Шаталова начались в Донецке» – http://xn--d1asj.su/dnr-news/39809-Pedagogicheskie-chtenija-v-chest.html
Коллектив Донецкого республиканского института
дополнительного педагогического образования искренние поздравляет Виктора
Федоровича Шаталова с юбилеем и дарит самые теплые пожелания!
Благодаря высокому профессионализму, педагогическому таланту и
целеустремленности Виктора Федоровича образовательная система Донецкой Народной
Республики сегодня входит в число динамично развивающихся образовательных
систем мира.
От всей души желаем Виктору Федоровичу крепкого здоровья, благополучия
и достижения новых успехов на благо педагогической науки и образования!
Оргкомитет
Республиканских
Шаталовских педагогических чтений
Комментариев нет:
Отправить комментарий