Популярные сообщения

среда, 16 декабря 2020 г.

Система методической работы с кадрами, обеспечивающая формирование новой позиции педагога в работе с детьми и их родителями

Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа как социальный институт за последние десять лет оказалась практически в новых условиях. Прежде всего, современная школа раскрепощена для творчества, перед ней открылась свобода выбора, в ней начались процессы гуманизации, определяемые новой парадигмой образования (личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходами). Это вызвало необходимость переосмыслить уже существующие системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Принципы общения семьи и детских образовательных учреждений: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость.

Функции работы школы с родителями
  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, что делает для семьи понятными требования и проблемы детского образовательного учреждения в процессе воспитания и обучения детей, способствует более активному включению родителей в совместную работу.
  • Психолого-педагогическое просвещение и образование родителей, обеспечивающее родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе. Для педагогического всеобуча родителей школой приглашаются специалисты разных специальностей: медики, психологи, психотерапевты и психиатры, работники инспекций по делам несовершеннолетних и др.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, которая сближает и детей, и взрослых, позволяет установить открытые, доверительные отношения.
  • Помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях. Эта помощь оказывается в предельно допустимых рамках без грубого вмешательства в жизнь семьи и с ее согласия. Активное включение педагогов, психологов и других работников детских образовательных учреждений в проблемы семьи возможно лишь в пределах существующих законов и правил и необходимо только тогда, когда возникает угроза жизни и здоровью детей при выяснении фактов насилия над ребенком, жестокого с ним обращения или полного нежелания родителей заниматься ребенком из-за алкоголизма, наркомании и в других неблагоприятных ситуациях.
  • Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, Советами образовательного учреждения и Попечительскими советами, Советами по месту жительства и т.п. Эти Советы могут помочь в проведении родительских собраний, конференций, лекториев; содействовать в оказании материальной помощи и социальной защиты нуждающимся семьям, осуществить моральное и правовое воздействие на родителей, безответственно относящихся к воспитанию собственных детей и др.

Кроме того, педагогическое взаимодействие детского образовательного учреждения и семьи выполняет и такие функции:
• обучающая, способствующая развитию у родителей готовности и умения быть учителями и воспитателями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным процессом или другого образовательного учреждения;
• воспитывающая, способствующая повышению воспитательного потенциала родителей;
• развивающая, оказывающая влияние на личностный рост родителей и детей;
• исследовательская, проявляющаяся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;
• информационная, обеспечивающая постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;
• корректирующая, проявляющаяся в умении разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);
• прогностическая, проявляющаяся в способности понять характер развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития;
• организационная, проявляющаяся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и внеучебное время;
• координирующая, проявляющаяся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия па гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.

Основными направлениями педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи являются:
• педагогическая диагностика семьи как педагогической системы, особенностей семейного воспитания;
• формирование мотивации родителей к взаимодействию с детским образовательным учреждением и педагогами путем создания условий для ощущения успешности этого взаимодействия;
• создание условий для активного участия родителей в управлении процессом образования и воспитания и его демократизации;
• активное вовлечение семьи в воспитательный процесс в образовательном учреждении, активизация интеллектуального и практического опыта родителей;
• создание в рамках образовательного учреждения условий для развития индивидуальных творческих способностей детей в связи с сокращением и коммерциализацией этой сферы в масштабах микро- и мезосферы;
• сотрудничество в решении валеологических проблем;
• оказание посреднической помощи семье в гармонизации ее отношений с социумом;
• создание в образовательном учреждении эффективных информационных, просветительских и консультационных центров в помощь семье;
• сотрудничество в организации досуга и отдыха детей;
• создание условий для развития родительских общественных объединений.

Условия, способствующие эффективному взаимодействию:
• ситуация совместной деятельности;
• установка постоянного, двустороннего информационного контакта между участниками взаимодействия;
• систематическое и целенаправленное включение в совместную деятельность всех субъектов воспитательного процесса;
• формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения https://www.youtube.com/watch?v=ukX43m9VswY
Взаимодействие с семьей: технологии сопровождения https://www.youtube.com/watch?v=Vp59Pw4mjOU&feature=emb_logo
Партнерская модель взаимодействия семьи и школы: ознакомление и первый способ перехода https://www.youtube.com/watch?v=UBAumqKGS34&feature=emb_logo

Комментариев нет:

Отправить комментарий