Популярные сообщения

четверг, 14 декабря 2017 г.

Будни методических служб Республики

Формирование патриотизма и гражданственности
на уроках словесности и истории

Сердцевина человека – любовь к Отечеству - 
закладывается в детстве… 
Торжество добра, красоты, истины – 
это для ребенка личное счастье. 
Формирование патриотической сердцевины человека 
как раз заключается в том, 
чтобы он постиг это счастье.
В.А.Сухомлинский

Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос, воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами – векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Дальше в процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова, с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств понятие патриотизма наполняется новым содержанием.
Традиционно считается, что патриотическое воспитание – составная часть школьного и семейного воспитания. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, литература, воспитательная система школы с помощью различных внеклассных мероприятий.
Именно об этом шла речь на семинаре учителей русского языка и литературы и истории на тему «Патриотическое воспитание на уроках общественно-гуманитарных дисциплин и во внеурочной деятельности» на базе МОУ «Школа № 112 города Донецка» в Кировском районе города.
Одной из главных его целей являлось повышение методического уровня учителей в применении эффективных форм и методов, направленных на формирование высоких нравственных качеств ученика современной общеобразовательной школы.
Вниманию педагогов был представлен видеоролик. В видеосюжете дети отвечали на вопрос: «С чего начинается Родина?». Каждый ребёнок и взрослый по-своему представляет её. Для каждого человека Родина начинается с чего-то своего: с отчего дома, с мамы, со школы. И начинается она так для многих миллионов, приходящих на землю в свой час и в свой срок.
Мы, как учителя и духовные наставники, должны внушить подрастающему поколению, что вместе с рождением человек получает в наследство своё самое большое богатство – Родину. Она у нас одна, её нельзя изменить, нельзя получить новую, как и жизнь. Родина – это данность. Её никто не выбирает по своему вкусу, как не выбирают себе мать.
Кравченко Н.Н., учитель русского языка в своём выступлении подчеркнула актуальность темы семинара в период становления молодого правового государства – Донецкой Народной Республики. Сейчас особенно необходимо растить детей, глубоко уважающих историческое прошлое своей страны, своей семьи. Достойно свои патриотические чувства продемонстрировала ученица 7 класса Колотий Дарья, прочитав наизусть трогательное сочинение о прадедушке, не пришедшем с войны.
Научно-практическая часть семинара включила в себя выступления учителя истории, руководителя ШМО Чередниченко О.Н. и учителя русского языка и литературы Карлиной Г.И. В докладах и презентациях они обобщили свой опыт по воспитанию патриотизма и с удовольствием поделились им. Участникам мероприятия был показан элемент интегрированного видеоурока «Отечественная война 1812 года», подготовленный учителем истории Чередниченко О.Н. и учителем русского языка и литературы Дараган О.А.
Уроки такого типа сейчас приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь межпредметные связи заложены в основу новых стандартов и считаются высшим уровнем школьного образования.
Также свой опыт работы по формированию патриотизма представили учитель русского языка и литературы Скалдуцкая И.А. и учитель истории и уроков гражданственности Донбасса Маслов С.А.. Учитель Шершень В.П. подготовила презентацию о патриотическом воспитании обучающихся во внеклассной работе школы.
Не менее значимую роль в воспитании патриотизма  играет и внеурочная деятельность. В этом гости смогли убедиться, посмотрев концертную программу семинара. Присутствующие на некоторое время перенеслись в божественную атмосферу древней и современной Греции. Изучение культуры других народов как нельзя лучше формирует у детей толерантное отношение к людям разных национальностей, живущим в нашем регионе. В заключительной части семинара во время чаепития гости шутили, играли, отгадывали имена и фамилии известных людей Донбасса, зашифрованные с помощью анаграммы. А также распределяли культурные объекты и памятники по улицам и паркам Донецка в соответствии с их расположением. Это были задания игры «Мы родом из Донбасса», которую провела учитель русского языка и литературы Перкова Ирина Николаевна.

Многовековая история свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.








Комментариев нет:

Отправить комментарий