Формирование
патриотизма и гражданственности
на
уроках словесности и истории
Сердцевина человека – любовь к
Отечеству -
закладывается в детстве…
Торжество добра, красоты, истины –
это для
ребенка личное счастье.
Формирование патриотической сердцевины человека
как
раз заключается в том,
чтобы он постиг это счастье.
В.А.Сухомлинский
Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос,
воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с
заданными ему от природы свойствами – векторами, которые изначально находятся
на базовом уровне развития своих свойств. Дальше в процессе становления
человека человеком в полном смысле этого слова, с помощью приобщения к
культуре, развития социальных навыков, чувств понятие патриотизма наполняется
новым содержанием.
Традиционно считается, что патриотическое воспитание – составная
часть школьного и семейного воспитания. В школьном возрасте воспитывать
патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, литература, воспитательная
система школы с помощью различных внеклассных мероприятий.
Именно об этом шла речь на семинаре учителей русского языка
и литературы и истории на тему «Патриотическое воспитание на уроках
общественно-гуманитарных дисциплин и во внеурочной деятельности» на базе МОУ «Школа
№ 112 города Донецка» в Кировском районе города.
Одной из главных
его целей являлось повышение методического уровня учителей в применении
эффективных форм и методов, направленных на формирование высоких нравственных
качеств ученика современной общеобразовательной школы.
Вниманию
педагогов был представлен видеоролик. В видеосюжете дети отвечали на вопрос: «С
чего начинается Родина?». Каждый ребёнок и взрослый по-своему представляет её.
Для каждого человека Родина начинается с чего-то своего: с отчего дома, с мамы,
со школы. И начинается она так для многих миллионов, приходящих на землю в свой
час и в свой срок.
Мы, как учителя
и духовные наставники, должны внушить подрастающему поколению, что вместе с
рождением человек получает в наследство своё самое большое богатство – Родину.
Она у нас одна, её нельзя изменить, нельзя получить новую, как и жизнь. Родина –
это данность. Её никто не выбирает по своему вкусу, как не выбирают себе мать.
Кравченко Н.Н., учитель русского языка в своём выступлении подчеркнула актуальность темы
семинара в период становления молодого правового государства – Донецкой
Народной Республики. Сейчас особенно необходимо растить детей, глубоко
уважающих историческое прошлое своей страны, своей семьи. Достойно свои
патриотические чувства продемонстрировала ученица
7 класса Колотий Дарья, прочитав наизусть трогательное сочинение о
прадедушке, не пришедшем с войны.
Научно-практическая
часть семинара включила в себя выступления учителя
истории, руководителя ШМО Чередниченко О.Н. и учителя русского языка и литературы
Карлиной Г.И. В докладах и презентациях они обобщили свой опыт по
воспитанию патриотизма и с удовольствием поделились им. Участникам мероприятия был
показан элемент интегрированного видеоурока «Отечественная война 1812 года»,
подготовленный учителем истории Чередниченко О.Н. и учителем русского языка
и литературы Дараган О.А.
Уроки такого
типа сейчас приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь
межпредметные связи заложены в основу новых стандартов и считаются высшим
уровнем школьного образования.
Также свой опыт
работы по формированию патриотизма представили учитель русского языка и литературы Скалдуцкая И.А. и учитель истории и
уроков гражданственности Донбасса Маслов С.А.. Учитель Шершень В.П. подготовила презентацию о патриотическом
воспитании обучающихся во внеклассной работе школы.
Не менее
значимую роль в воспитании патриотизма играет и внеурочная деятельность. В этом гости
смогли убедиться, посмотрев концертную программу семинара. Присутствующие на
некоторое время перенеслись в божественную атмосферу древней и современной
Греции. Изучение культуры других народов как нельзя лучше формирует у детей
толерантное отношение к людям разных национальностей, живущим в нашем регионе. В
заключительной части семинара во время чаепития гости шутили, играли, отгадывали
имена и фамилии известных людей Донбасса, зашифрованные с помощью анаграммы. А
также распределяли культурные объекты и памятники по улицам и паркам Донецка в
соответствии с их расположением. Это были задания игры «Мы родом из Донбасса», которую
провела учитель русского языка и
литературы Перкова Ирина Николаевна.
Многовековая
история свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу,
невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор
консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и
экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий