Чтоб молодо,
но … не зелено!
«Со
мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет
учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более
старых педагогов...»
А.С.Макаренко
Целью мероприятия являлось повышение уровня профессиональной компетентности молодых и малоопытных педагогов по организации работы с одарёнными и талантливыми учащимися и проведению родительских собраний.
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена результатами диагностики потребностей молодых и малоопытных педагогов образовательных учреждений Кировского района г.Донецка.
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто, особенно молодому специалисту.
Родительские собрания — одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями в образовательных учреждениях. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.
Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Каким оно должно быть сегодня? Какие методы и приёмы, которые способствовали бы более легкому запоминанию сути бесед, создавали бы особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор, необходимо использовать на родительских собраниях, чтобы активизировать внимание уставших после работы родителей?
Ведущий занятия Глюза О.А., методист методического кабинета отдела образования, презентовала систему работы с талантливыми и способными детьми в образовательных учреждениях района, а также рассказала о мероприятиях по выявлению и поддержке талантливых и одарённых детей в рамках работы районных методических объединений учителей-предметников.
Алгоритм сотрудничества педагогического коллектива в психолого-педагогическом сопровождении одарённых и талантливых учащихся представила Символокова Н.С, практический психолог МОУ «Школа № 83 им. Г.И.Баланова г.Донецка».
С инновационными формами работы с одарёнными детьми познакомила Глюза О.А., методист методического кабинета отдела образования. После теоретического блока молодым и малоопытным педагогам был предложен ряд педагогических ситуаций из известных кинофильмов, по проблемам работы с одарёнными детьми.
Вторая часть занятия была посвящена проведению родительских собраний. С помощью упражнения «Подсолнух» участники семинара составили модель взаимодействия классного руководителя с классным коллективом.
Интерактивные формы проведения родительских собраний из опыта работы представила Холматова Е.А., учитель начальных классов МОУ «Школа № 82 г.Донецка»
В завершении практической части Глюза О.А. провела мастер-класс «Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным».
Мероприятие получило высокую оценку со стороны молодых и малоопытных педагогов. Значимым подарком был методический кейс, в котором, кроме всего прочего, содержались разработки родительских собраний, анкет для подготовки и проведения родительских собраний.
Чтоб молодо, но … не зелено!
Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед.
Френсис Бэкон
20 февраля 2019 года на базе МОУ «Школа № 112 г.Донецка» в рамках «Фестиваля педагогического мастерства – 2019» в Кировском районе г.Донецка состоялась деловая игра «Защита инноваций» для педагогических работников, аттестуемых на присвоение педагогического звания «старший учитель».
Педагогическим работникам необходимо было подготовить инновационную идею, а именно: сформулировать её; указать актуальность, в чём ее инновационность, цели, задачи; определить «плюсы» и «минусы» инновационной идеи.
В течение деловой игры участники объединялись в различные игровые группы: «новаторы», «оптимисты», «пессимисты», «реалисты». Для каждой группы был разработан маршрутный лист. Изменение ролей осуществлялось согласно маршрутным листам. В каждой роли выступали поочередно все команды.
Основная задача группы новаторов: представить на защиту, обосновать и сделать презентацию своих идей (решений, путей, принципов, технологий и т.п.).
Группа оптимистов аргументированно и обоснованно защищала выдвинутую новаторами идею; ее позитивные, конструктивные стороны, доказывала преимущества ее внедрения - для дела, для коллектива, для отдельной личности, для организации в целом. Были обозначены проблемы, решаемые на основе внедрения идеи, доказывалась ее эффективность.
Пессимисты аргументированно и обоснованно доказывали несостоятельность выдвинутой на защиту идеи; говорили о возможных негативных последствиях от ее внедрения - для организации в целом, для дела, для коллектива, для отдельной личности. Обозначались новые (потенциальные) проблемы, порождаемые при внедрении идеи, выявлялись слабые места в экономическом, правовом, материально-техническом, кадровом, психологическом, экологическом, нравственном и прочем обосновании идеи.
Основная задача группы реалистов: аргументированно и обоснованно доказать возможность реального внедрения выдвинутой на защиту идеи на основе заданных критериев; высказанных оптимистами и пессимистами аргументаций «за» и «против»; учета условий и возможностей реальной действительности.
Смена ролей команд осуществлялась после окончания дискуссии по защите одной идеи от команды «новаторов». Основной акцент эксперты делали на качественный анализ результатов игры.
На защиту были представлены такие инноваций: развивающее, проблемное, «шестиугольное» обучение, технология развития критического мышления, метод проектов, технология коллективно-творческой деятельности, педагогическая мастерская (коуч-кроссинг), канон, производственная гимнастика, игровые технологи по Воскобойнику, развивающие игры, интегрированное обучение, метапредметность, нетрадиционные домашние задания, визуализация и схематизация учебного материала с помощью «фишбоуна» и др.
Перефразируя известные строчки Льва Толстого, можно утверждать, что большинство образовательных учреждений одинаково успешны, но каждое успешно по-своему. Вот это «по-своему» и есть инновации. По словам Стива Джобса, инновация отличает лидера от догоняющего.
Тиражирование опыта, инновации есть его своеобразная проверка на жизнеспособность. Деловая игра «Защита инноваций» и есть своеобразной проверкой инноваций на жизнеспособность.
Инновации ко многому обязывают как отдельного педагога, так и образовательное учреждение в целом. Это движение вперед!
Ярмарка
мастеров
Согласно годовому плану работы отдела образования администрации Кировского района г.Донецка на 2018-2019 учебный год 08 февраля 2019 года на базе МОУ «Школа № 97 г.Донецка» начался «Фестиваль педагогического мастерства – 2019». Открылся Фестиваль «Ярмаркой мастеров» для учителей, аттестующихся на установление квалификационной категории «специалист высшей категории».В мероприятии приняли участие 40 педагогов, из них 10 впервые претендуют на установление квалификационной категории «специалист высшей категории».
Для участия в мероприятии педагогическим работникам необходимо было:
1) выбрать одно из трёх предложенных направлений: педагогический дудлинг, педагогический граффити, педагогическая мандала;
2) разработать мастер-класс в соответствии со спецификой выбранного направления и оформить согласно требованиям;
Группа педагогов направления «Педагогический дудлинг» представляла мастер-класс, демонстрирующий приёмы рефлексии на уроке, «Педагогический графити» - мастер-класс, демонстрирующий использование современных инновационных технологий, «Педагогическая мандала» - мастер-класс, демонстрирующий авторские оригинальные приёмы работы на уроке.
Черноус-Макарчук Е.Л., концертмейстер Дворца детского и юношеского творчества Кировского района, в процессе мастер-класса с помощью упражнения «Я – музыкально-ритмический инструмент!» помогла участникам мастер-класса отыскать «внутренние» музыкальные инструменты внутри нас (голос – пение, крик, рычание, шипение, скрип, шёпот; хлопанье в ладоши, топот ногами, щелчки пальцами, цокот языком, шуршание – шумное потирание ладоней, шлёпанье руками по коленям и т.д.). В течение звучания «Танца» из к/ф «Кубанские казаки» И.Дунаевского был создан шумовой оркестр: участники исполняли свои партии поочерёдно. Каждый испытал себя в качестве артиста – музыканта в ритмическом оркестре.
Ангелина Д.С., учитель музыки МОУ «Школа №30 г.Донецка», предоставила возможность участникам мероприятия «посмотреть на музыку глазами художника» и нарисовать поочередно на доске совместное граффити, используя цветные мелки.
Зибарева Л.Ю., учитель начальных классов МОУ «Школа№78 города Донецка», предложила участникам мероприятия роли исследователей. «Исследователи» работали с геометрическим материалом, выдвигая гипотезы и исследуя свойства геометрического объекта.
Петрачкова С.А., учитель украинского языка и литературы, МОУ «Школа № 86 г.Донецка», поделилась опытом применения на уроках технологии «Облака слов»: приём «ключевые слова», мнемотехника, словарная работа на уроках языка, работа с терминами и предложениями.
Использованию приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории был посвящён мастер-класс Клёсовой В.М., учителя истории и обществознания МОУ «Школа № 90 г.Донецка».
Учитель музыкального искусства МОУ «Школа №90 г.Донецка» Соколова Н.С. продемонстрировала использование технологических приёмов медиадидактики в программе PowerPoint для повышения эффективности урока: приёмы «Лабиринт», «Найди отличия», «Собери картинку», «Соты», «Филворд», «Раскраска», «Исправь ошибки», «Пазлы», «Яблочко на тарелочке» и др.
Учитель украинского языка и литературы МОУ «Гимназия № 92 г.Донецка» Пинежко О.С. презентовала использование современных образовательных технологий как инструмента обеспечения качества учебного процесса: ролевые и дидактические игры, приёмы эйдетики.
Сопилова Н.Г., учитель биологии МОУ «Школа № 98 г.Донецка», и Антоненко Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 97 г.Донецка», посвятили свой мастер-класс по использованию технологии «кроссенс». Педагоги акцентировали внимание на том, что при создании «кроссенса» следует придерживаться следующей последовательности действий: определить тематику, общую идею; выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме; найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность; сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
- подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
Пономарёва Е.С., практический психолог МДОУ «Ясли-сад № 352 г. Донецка», предложила различные приёмы рефлексии как одного из приёмов осознанного усвоения знаний.
Как стать хорошим учителем? Эту сфинксову загадку каждый участник «Ярмарки мастеров» решает по-своему. Однако неоспоримо одно – подвигом называется тот благородный труд, который ежедневно совершают рыцари без страха и упрека это наши наши педагоги!
Методический кабинет отдела образования администрации Кировского района г.Донецка
Комментариев нет:
Отправить комментарий